Если углубиться в историю вопроса то...
Раньше производство аккумуляторов(и не только) было "заточено" на долговечность и надёжность.
Для этого предусматривалось ряд мероприятий, например...
Аккумулятор имел корпус более толстый и ударопрочный.
Внутри его секции делились перегородками, позволяющими вынимать испорченные внутренности и заменять их на новые.
Для облегчения данной процедуры перемычки секций располагались снаружи для разъединения и соединения.
Пробки заливные и их отверстия были шире, что позволяло контролировать процесс зарядки визуально.
Отверстие пробок внутри имело площадку ограничивающую верхний уровень электролита в секции.
О нижнем уровне предупреждали оголённые пластины свинца в секции.
Нижний уровень говорил о том, что выкипела дистиллированная вода, т.к. сам электролит не выкипает.
Главное - обслуживание аккумуляторной батареи было подробно прописано как в самом её паспорте, так и в инструкции по эксплуатации авто.
Это далеко не все причины, которые способствовали продлению правильной эксплуатации аккумулятора.
Сравнив то, что имели с тем, что имеем можно сделать выводы почему получилось как получилось.
Вторая сторона вопроса - как определить самому, что аккумулятор скоро "издохнет"...
Проверить срок эксплуатации по паспорту или этикетке на изделии.
Если срок эксплуатации значительно превышен - сигнал к замене.
Если провода отсоединены, а аккумулятор саморазрядился, то ремонту не подлежит(в отличии от старых, где "банку" можно было поменять).
Если зарядный ток мал, то двигатель "высосет" аккумулятор полностью.
Надо менять генератор, предварительно проверив состояние натяжения приводного ремня.
Если корпус аккумулятора грязный, то между клеммами будет происходить разряд, даже при сброшенном проводе массы...(следует нейтрализовать раствором пищевой соды)...
Есть ещё ряд причин определения состояния аккумулятора(нагрузочная вилка и т.д.), но вышеперечисленное - основное.