Замерить ёмкость аккумулятора…
В вашей ситуации идея вполне здравая, особенно учитывая то, что приобретать аккумуляторы приходится на базаре типа OZON-a, Алика и им подобных. А на базаре (любом) продавцы бывают разные. Поскольку абсолютное большинство из них не показывают информацию о производителе своего товара, то вероятность нарваться на непорядочного торгаша – 50% и это в лучшем случае. Для исключения неприятных неожиданностей необходимо выполнить входной контроль приобретённых аккумуляторов и «замерить реальную ёмкость» в вашем случае.
Ёмкость – важнейшая характеристика емкостного оборудования, такого как бутылки, банки, цистерны, конденсаторы, аккумуляторы и т.д. В зависимости от конструкции оборудования ёмкость измеряется в литрах, метрах кубических, фарадах, ампер-часах… Соответственно, для замера той или иной ёмкости необходимы соответствующие измерительные приборы. Однако если, для измерения ёмкости, например, банки достаточно мерного цилиндра, то для измерения ёмкости аккумулятора необходимы: источник тока, амперметр, вольтметр и устройство отсчёта времени. Естественно, в зависимости от целей (задач) измерений измерительные приборы должны иметь соответствующую мощность и класс точности. Выбор комплекта приборов – на ваше усмотрение, но приобретать достаточно дорогостоящий интегрирующий счётчик для вашего случая вряд ли целесообразно.
Для того чтобы «замерить реальную ёмкость» необходимо как min понимать следующее:
- Аккумулятор - промышленно выпускаемое устройство, которое является источником электрической энергии, получаемой прямым преобразованием химической энергии в результате реакций экстракции и внедрения ионов между анодом и катодом.
- Аккумулятор состоит из электродов, сепаратора, активной массы, корпуса и клемм, и его конструкция позволяет заряжать его с помощью электрической энергии.
- Аккумулятор может заряжаться только от источника постоянного тока. В процессе заряда (протекание зарядного тока через аккумулятор) напряжение на клеммах растёт до некоторой величины определяемой по электрохимическому ряду напряжений. Дальнейшее протекание тока через аккумулятор приводит только к его нагреву.
Теперь собственно про входной контроль приобретённого образца аккумулятора.
В первую очередь новый аккумулятор должен иметь надлежащие габаритные размеры для оптимального размещения в батарейном отсеке существующего прибора.
На корпусе аккумулятора среди прочего производителем должна быть нанесена информация о конечном напряжении разряда и нормированной ёмкости. Если такой информации нет, то её нужно узнать у продавца или отказаться от покупки.
Конечное напряжение разряда U В. – такое минимальное напряжение, при котором во время разряда не происходит деградация активной массы аккумулятора.
Нормированная ёмкость С A × час. – заявленное производителем количество электричества накапливаемое аккумулятором и определённое в лаборатории производителя.
С = I × n (A × час)
Из этой формулы определяется базовый ток испытания:
It = С/n
It – ток, которым полностью заряженный аккумулятор разряжается за 1 час.
Определение ёмкости тестируемого образца аккумулятора производится следующим образом:
I. Аккумулятор подключается в разрядную цепь (рис.1) и разряжается током = It до конечного напряжения разряда. Величина It устанавливается R1. Величина It контролируется амперметром Р1.
Рис.1
II. Аккумулятор подключается в зарядную цепь (рис.2) и заряжается током = It до достижения постоянства напряжения на аккумуляторе в течение 30 минут. Величина It устанавливается и поддерживается в процессе заряда R1. После окончания заряда стабилизируется температура аккумулятора до температуры начала заряда.
Рис.2
III. Аккумулятор вновь подключается в разрядную цепь (рис.1) и разряжается током = It до конечного напряжения разряда с отсчётом продолжительности процесса.
IV. Рассчитывается фактическая ёмкость аккумулятора С = I × n (A × час) и сравнивается с той, «что нарисовали китайцы».
Без сомнения измеренная ёмкость вряд ли совпадёт с заявленной. Если она меньше заявленной ≈ на 10 ÷15 %%, то этот аккумулятор со спокойной совестью можно «отдать» продавцу потребовав вернуть уплаченные деньги. Одной из причин значительного снижения нормированной ёмкости аккумулятора может быть длительный срок хранения на складе продавца, в результате чего активная масса аккумулятора «портится».
P.S. Выбранный вами способ входного контроля аккумуляторов («идея») имеет некоторый недостаток. Мой личный опыт приобретения аккумуляторов на OZON-e показывает, что повторяемость характеристик у конкретных экземпляров весьма не велика. Поэтому рекомендую приобрести у выбранного продавца весь комплект аккумуляторов для существующего прибора. Выбракованные экземпляры (не прошедшие входной контроль) необходимо заменить. В случае отказа, вернуть продавцу весь комплект. Правда такая возможность есть не на всех торговых площадках.