В России производство асфальтобетона регламентируется несколькими ГОСТами. К примеру, технические требования на асфальтобетон должны соответствовать ГОСТ Р 54401-2011. В этом документе указаны характеристики асфальтобетона в зависимости от размеров щебня, требования к вяжущем веществу, песку и т. д. Готовое асфальтовое покрытие должно пройти испытания по ГОСТ 54400-2001. Технология работ по укладке асфальтобетона следующая:
Обустройство земляного корыта. Глубина основания дороги должна быть такой, чтобы готовое покрытие находилось в одной плоскости с основной частью дороги. Если на трассе интенсивное движение, слой щебенки должен быть 25 - 35 см, асфальт ложится в 2-3 слоя.
Щебеночное покрытие. Щебеночное основание часто делают многослойным. Внизу ложат щебенку с фракцией 40-70 мм. Назначения слоя - дренаж грунтовых вод (если понадобится). Сверху насыпают щебень 20 - 40 мм для обеспечения равномерной нагрузки по всей поверхности дороги. Третий слой составляет щебенка 5 - 20 мм, которая выполняет целый ряд функций в зависимости от толщины. Например, при толщине слоя от 10 см такая фракция заполняет пустоты в нижних слоях и обеспечивает равномерную нагрузку на основание дороги.
Каждый слой уплотняют катком (вес 6 - 10 т), который должен пройти 5 - 6 раз по одному месту. Дороги, предназначенные для больших нагрузок, при обустройстве основания поливают водой при помощи специальных установок. В сложных местах используют для уплотнения виброплиты.
Также основание изготавливают с уклоном в сторону отвода дождевой воды, из расчета 5 - 10 мм на 1 м. Контролируют уклон и толщину слоев при помощи нивелира.
Перед укладкой асфальта также необходимо установить бордюры, сделать ливневую канализации, дренажные колодцы и т.д.
Асфальтирование. После обустройства основания его покрывают вяжущим веществом - битумом.
Асфальт доставляют к месту работы самосвалами. Из 1 т асфальта получается 10 кв.м. покрытия толщиной 4 см.
Асфальт для нагруженных дорог укладывают в 3 слоя. Нижний слой- 3 - 4 см - из крупнозернистого асфальтобетона. Сверху укладывают такой же слой мелкозернистого, третий слой делают не всегда, но он значительно повышает прочность дороги.
Асфальт разбрасывают вручную или с помощью спец. машин. Для уплотнения используют, катки, виброплиты, трамбовки.
Нельзя укладывать асфальт в дождь. В холодную погоду работу следует выполнять быстро, чтобы он не остыл, ведь укладывают его только горячим.
Если придерживаться строительных технологий, покрытие прослужит 7-10 лет.